Читаю любопытную книженцию с эссе, текстами и интервью Вима Вендерса. Думаю, многое из того очевидного, что он говорит, можно применить не только к кино. Просто проводишь параллели, и все дела.
читать цитатыЯ не забиваю голову теориями, и мне редко удается припомнить фразу из книги, которую я прочел давно. Так что я не могу ручаться за точность цитаты из Белы Балаша, но сама мысль запала мне в память. Он вел речь о том, что кинематограф способен /и призван/ «показать вещи такими, какие они есть». А еще он высказал мысль о том, что кино может «спасти вещам жизнь».
Вот в чем суть.
Можно вспомнить и слова Сезанна о том, что «вещи прячутся от нас. Нужно спешить, если хочешь что-то увидеть».
Но в любом случае он остается, этот проклятый вопрос: почему я снимаю фильмы? Хорошо, я снимаю фильмы потому… Что-то происходит, ты на это смотришь, снимаешь, пока это происходит, на это смотрит камера, запечатлевает происходящее, и это можно увидеть снова, во второй, в третий, в четвертый раз. Самого предмета уже нет, но смотреть на него можно, истинное его существование не прекращается. Снимать кино – это подвиг, пусть и не всегда и не часто, но все же подвиг. На какое-то мгновение ты ставишь заслон на пути необратимого распада, которому подвергается всё, что мы видим, весь наш мир. Камера – это оружие, которое позволяет бороться против изъяна вещей, против их исчезновения. Почему я снимаю фильмы? А поглупее вопрос вы придумать не могли? (с)
«Почему вы снимаете фильмы?». Ответ на вопрос анкеты.
***
Лично я /поэтому-то мне нелегко справиться с сюжетом/ больше верю в хаос, в непостижимость мира, который меня окружает. В сущности, я полагаю, что разные случаи в жизни не связаны между собой, поэтому впечатления от них всегда разрозненны; я никогда не сталкивался в жизни с завершенным сюжетом, который имел бы завязку и развязку. И хотя стыдно об этом говорить тому, кто излагает сюжеты, но должен признаться, что за всю мою жизнь со мной не случилось ничего такого, что можно было бы назвать историей. По правде говоря, я считаю, что любой сюжет – это фикция, вернее, сюжет по определению является выдуманной историей. Но сюжет имеет большое значение, поскольку он помогает выжить. Благодаря своей надуманности сюжет позволяет людям преодолеть страх, который возникает при мысли о том, что Бога нет, а мы – всего лишь мельчайше недолговечные атомы, наделенные сознанием и чувствами, но затерянные в непостижимой Вселенной. Сюжет вносит в жизнь порядок, поэтому жить становится легче, и страх отступает. Поэтому дети просят рассказать им сказку перед сном. Поэтому лучшие сюжеты можно найти только в Библии, и поэтому у всех историй должен быть счастливый конец. (с)
«Неосуществимые сюжеты». Доклад на коллоквиуме, посвященном сценарному мастерству.
Вендерс про кино и сюжет
Читаю любопытную книженцию с эссе, текстами и интервью Вима Вендерса. Думаю, многое из того очевидного, что он говорит, можно применить не только к кино. Просто проводишь параллели, и все дела.
читать цитаты
читать цитаты